Хотя я уже немного знакома с творчеством этих авторов по главам из "Замков Луары" и фрагментов из "Королей без короны", продолжения книги, о которой я хочу написать ниже, к чтению я приступала с опаской. Ибо не хотелось увидеть в книге героев типа Мэри-Сью и Марти-Сью, а также нехудожественного, скучного описания исторических событий, которое увы, сопутствует многим издаваемым и продаваемым книгам про то время.
Но мои опасения были напрасны - ничего подобного в книге не было! А что же было?
Автор начинает повествование задолго до 16 века описанием проклятья Бретеев, нести на себе которое предстояло всем потомкам Валерана де Бретея и его жены, которую он казнил, поверив навету врагов. Его потомку, шевалье Александру, придется самому пробивать себе путь при дворе Валуа. Еще будучи ребенком, он случайно встречается с Жоржем-Мишелем, графом де Бар и де Лош, и судьбы их будут отныне связаны, хотя сами они об этом не подозревают. И вместе, и порознь героям предстоит повзрослеть и пережить множество приключений, которые в конце приведут их - Жоржа-Мишеля - в Польшу вместе с Генрихом Анжуйским, а шевалье Александра - в армию.
Так как "Бог, король и дамы" - первая часть трилогии, то мне сложно судить о замысле авторов, что они пытались сказать этим романом. Могу поделиться только своими впечатлениями:
- мне кажется, мистическая линия сыграет большую роль в судьбе героев, в первой книге мы уже видим череду совпадений - скорее всего, проклятие работает против Бретеев. Из-за случайного столкновения с мэтром Жамаром отец Александра, Огюст де Бретей теряет состояние и становится почти нищим, Александру приходится стать пажом, а позже он, в ряде случаев имея все шансы продвинуться, не пользуется ими, и получает вместо жизненных благ бесценные уроки и опыт... но этим сыт не будешь.
- историческая линия. В отличие от романов бессмертного Дюма, авторы книги не стали смягчать некоторые не слишком благопристойные, но зато историчные вещи (не стали делать ангелочками Бюсси и Шико, интересно описали участь молодого и красивого человека без денег при дворе, не стали делать юных героев взрослее, чем реально было в то время - если сейчас 15-летний парень или девушка спокойно себе учится в школе, и только редкие исключения делают открытия или занимаются чем-то выдающимся, остальные молодые люди ведут себя как большие дети, в 16-м веке все было совсем по-другому).
- альтернативная история и юмор. Как мне показалось, авторы решили, за исключением некоторых деталей, не выдумывать лишнего о реальных исторических персонажах, зато не ограничивать свою свободу с нереальными. В результате, они переживают весьма занимательные жизненные перипетии (принцесса Релинген и ее первых два брака, вся история Александра).
- моральная линия. Хотя авторы вряд ли ставили целью кого-то поучать, скорее им было интересно написать занимательный роман, все-таки моральные дилеммы постоянно занимают героев. И книга не прославляет подлость и наглость, как это часто бывает, в то же время показывая сомнения и метания героев, изображая жизнь со всеми ее полутонами и тонкостями.
В итоге, получился весьма интересный роман, не без недостатков (к которым я отношу объем - мне показалось, что или надо подробнее раскрывать некоторые темы, или убирать из книги ряд сцен и линий, некоторую идеальность принцессы Релинген - у нее практически нет слабостей! и временами неуместно веселый общий тон повествования - чисто субъективное впечатление, просьба не обижаться на любителя трагедий и негативных эмоций) - но зато живой, очень художественный, в котором вымысел и история сочетаются в нужных пропорциях, и продолжение которого я с удовольствием прочитаю.